Рынок мелодий для мобильных телефонов развивается так быстро, что компании, специализирующиеся на этом бизнесе, для привлечения новых клиентов стали использовать даже концерты.
Например, перед выступлением Пола Маккартни на Дворцовой площади в Питере корреспондента "Новых Известий", как и всех зрителей, одарили рекламным буклетом, в котором предлагалось поставить на свою "трубку" музыку The Beatles или самого сэра Маккартни. Не исключено, что такого рода реклама вскоре станет неотъемлемой частью и крупных поп-рок-концертов и в столице.
В этой связи защита авторских прав при использовании "мобильных мелодий" - вопрос не праздный. Откровенного пиратства на этом рынке все меньше: провайдеры стараются действовать легально, получая лицензии и заключая договоры. Однако, как сообщила "Новым Известиям" юрист Ирина Тулубьева, представляющая интересы ряда популярных авторов (Армен Григорян, Олег Митяев, наследники Юрия Визбора и т.д.), большинство этих договоров попросту недействительны, поскольку заключены не напрямую с авторами, а с РОМС (Российским обществом по мультимедиа и цифровым сетям).
По словам Тулубьевой, у РОМСа нет соответствующих полномочий. Даже если эта организация и перечисляет авторам гонорары, они существенно занижены. В частности, из всех, чьи интересы представляет юрист, гонорар получил только Давид Тухманов, причем после года препирательств и в размере всего 943 рублей. С той же проблемой столкнулся и продюсерский центр Игоря Матвиенко (группы "Любэ", "Иванушки", Константин Кинчев и др.), который не получил от РОМС ни копейки и теперь перезаключил все договоры с контент-провайдерами напрямую. Всего РОМС перечислил в Российское авторское общество за последние три года 66 125 рублей, которые необходимо разделить на 17 тысяч авторов! Для сравнения: по оценкам экспертов, одна "среднепопулярная" мелодия только от одного провайдера способна приносить автору 1,5-2 тыс. долларов в год, а самые популярные хиты - до 40 тыс. долларов. Обычно по условиям договора автору перечисляется 10-15% от услуги (то есть каждый пользователь при "смене пластинки" на мобильном платит автору около 10 центов).
Кстати, о том, что РОМС не уполномочен представлять интересы композиторов, контент-провайдеры с удивлением узнали от юристов на форуме по дополнительным услугам мобильной связи, который состоялся на прошлой неделе. Появление же многочисленных обществ, безосновательно наделяющих себя правом получать и распределять прибыль от "мобильных мелодий", эксперты объясняют растущим спросом. Как бы там ни было, композиторы всерьез занялись проблемой получения прибыли от звенящих мобильников, а это значит, что мода на "мелодии в кармане" в самом разгаре и нам будет еще что послушать. |