Еще в начале 2001 года появилась информация о том, что компания In-Fusio работает над инновационной технологией ExEn, которая, по ее мнению, откроет новую эру игр на сотовых телефонах - круглосуточный доступ к игровым библиотекам с сотовых телефонов, возможность загрузки новых игр или добавления (уровни, персонажи и т.д.) в любое время в любом месте. При этом пользователи получают все достоинства предустановленных игр - скорость, анимацию и графику, 3-х мерные игры. Мобильные телефоны, поддерживающие технологию ExEn, смогут скачивать новые игры по беспроводным сетям и запускать их - эта технология работает на существующих телефонах и любых GSM-сетях. Сейчас разработки технологии уже перешли в стадию претворения в жизнь - технология представляет собой API (поддерживающий работу со спрайтами, функции 3-х мерной графики, музыки и звуковых эффектов), "помещающийся" между аппаратным и программным уровнями телефона. За счет такого решения скорость игры может в несколько раз превышать производительность обычных виртуальных машин.
Британская компания iFone, подписавшая эксклюзивный контракт с Infogrames, уже создала несколько игр для сотовых телефонов с поддержкой Java и EPOC (а их сегодня насчитывается всего порядка 3 миллионов во всем мире). О своих грандиозных планах по насыщению рынка мобильными телефонами с поддержкой Java2 MicroEdition тут же поведала финская компания Nokia. Ее руководство к 2003 году намерено продать порядка 100 миллионов таких трубок, которых должно хватить большинству фанатов детских и взрослых игр на мобильных телефонах. Кстати, компания iFone готовится в октябре выпустить многопользовательскую игру в футбол iSoccer и автомобильные гонки на картах iTrax. Правда, поначалу эти игры будут доступны только обладателям карманных компьютеров с ОС Windows CE (стоить они будут от 11 до 14 USD). Но в дальнейшем в них можно будет играть на мобильных GPRS-телефонах. Во всяком случае, демонстрация такой возможности уже состоялась: летом в штаб-квартире компании Ericsson в Лондоне iFone показывала эти игры на мобильных телефонах с поддержкой операционной системы Symbian Epoc 6, в частности на телефоне
Ericsson T68. По мнению аналитиков, в ближайшие 2-3 года игровые службы для мобильных телефонов станут приносить операторам немалые деньги - во всяком случае, этот сектор рынка мобильной связи будет расти быстрее всех остальных. Поэтому уже сейчас начинаются продажи сотовых телефонов с цветными экранами и высокоскоростной передачей данных.
Вообще мировые тенденции показывают, что ведущие производители сотовых телефонов занялись играми - игры для сотовых телефонов развиваются и унифицируются. Если владельцам сотовых телефонов задать вопрос "нужны ли в мобилах игры?" больше половины ответит отрицательно, обосновав это тем, что игры - зло, по крайней мере, игры в телефоне. Однако, "сотовые игрушки", несомненно, пользуются высокой популярностью, и не менее трети владельцев сотовых зачастую расслабляются, гоняя "змейку" или отстраивая разные конструкции в "тетрисе". Именно на этих людей и рассчитывали компании Ericsson, Motorola, Nokia и Siemens, объявившие о создании группы "Mobile Games Interoperability Forum". MGI Forum стал новым шагом в развитии игрушек. В частности, основной задачей группы считается создание унифицированных решений и интерфейсов для разработчиков "сотовых игрушек", например, создание единого SDK (пакет разработчика приложений). Также MGI Forum будет обеспечение совместимости игрового ПО с различными серверами, сетями и мобильными устройствами. Т. е. будущие игры (особенно это относится к сетевым и многопользовательским играм, развитие которых ожидается с приходом сетей третьего поколения) должны будут работать на любом сотовом телефоне любого производителя (как минимум, любого из этих четырех). Ericsson, Motorola и Siemens IC Mobile еще в марте начали работу в этом направлении, объединившись с американской компанией Metrowerks с целью разработки "универсальной платформы для мобильных игр" (Universal Mobile Games Platform - UMGP). В рамках этого партнерства компании также планируют создать унифицированное окружение и инструменты для создания "сотовых игрушек".
Отмечая изменение данного рынка можно заключить, что мировой рынок беспроводных игр вырастет с 950 млн. USD в 2001 году до 17,5 млрд USD в 2006 году. К такому выводу пришли авторы последнего отчета Datamonitor. Аналитическая фирма утверждает, что многие операторы беспроводных сетей в Европе и США сначала опасались вкладывать деньги в этот бизнес и открывать свои системы для игр из страха, что их популярный контент растащат молодые компании. Однако после "dot-com коррекции" они стали относиться к беспроводным играм всерьез, и индустрия начала расцветать.
Специалисты сотового оператора Orange перешли прямо к делу - объявлено о выходе игры Dinolsland, "самой продвинутой игры в настоящее время для телефонов с WAP". Игра представляет собой комбинацию "виртуального животного" и обычной аркады. Цель игры - вырастить боевого динозавра. Игры Dinolsland стала еще одной разработкой игрового подразделения компании Orange, работающего исключительно над играми для мобильных телефонов. Компания ожидает, что игра станет самым успешным игровым проектом Orange.
А 4 ноября 2001 года в 28 странах Европы и Ближнего Востока начинается интерактивная приключенческая медиа-игра Nokia Game 2001, которая продолжится до 23 ноября 2001 года. По ходу игры участники будут играть роль главного героя игры и будут пытаться разгадать тайну.
Nokia Game - игра, в которой участники должны выполнять различные действия и разгадывать головоломки на основе указаний, получаемых из различных источников, таких как короткие текстовые сообщения, ролики на телевидении, веб-сайты, объявления на радио, реклама в газетах и журналах, электронная почта и мобильная телефония. По этим каналам к ним приходит информация, намеки и задания. Участие в Nokia Game бесплатно, а для самой игры требуется доступ к Интернету, ящик электронной почты и мобильный телефон. Возрастных ограничений нет, однако участникам моложе 18 лет требуется разрешение родителей. В 2001 году участники смогут играть дольше и набирать очки в процессе игры, посещая веб-сайты, играя в онлайновые игры, отвечая на вопросы и отыскивая в Сети определенную информацию.